守破離 - «Сю-Ха-Ри»

«Концепция «Shu -Ha - Ri», взята из каллиграфии и перенесена в японские боевые искусства.

Длительное и очень точное копирование образца (в графике - устав), затем добавление своего почерка (полуустав) и, наконец, открытие нового, импровизация, прорыв (скоропись).

Однако даже на последней стадии пишут те же символы (иероглифы, буквы...), что и на первой, а не изобретают «новую китайскую грамоту», просто это уже становится живым скорописным почерком».

Сегодня в каратэ существует в высшей степени справедливое понятие о трех ступенях обучения:

«Сю» - «следование традиции» - означает, что надо заучивать все точно так, как показывает учитель. Это требует многих лет тренировок, иначе не будет базы для перехода на следующую ступень.

В жизни - это этап развития ребёнка, когда родители для него непререкаемые авторитеты.

«Ха» - «разрыв с традицией» - означает возможность раз­бить цепи традиции, пытаться улучшить технику школы, гармонично вписывая в неё лучшие приемы из других школ, что означает стремление к поиску собственных путей развития. Многие пробуют делать это слишком рано, поскольку переоценивают свои возможности.

В жизни - это этап развития юноши, когда по его мнению родители во всём неправы.

«Ри» - подняться над всем, что изучалось раньше, найти более высокие и более общие принципы, что означает – «идти своим путём следуя мудрости традиции».

В жизни - это этап развития мужчины, когда он осознаёт всю правоту родителей, но уже идёт своим путём.

Это означает, что конечная цель лежит в полностью свободном исполнении движений, свободном от пут стандартизации. Но так далеко почти никто не заходит. Большинство учеников останавливается на первой ступе­ни обучения, не заканчивая ее.

Многие ученики, в силу своего европейского менталитета, не могут следовать путём 守破離 -Сю-Ха-Ри:

  1. «Сю» - копирование (точное следование традиции).
  2. «Ха» - поиск своего (разрыв с традицией).
  3. «Ри» - следование своим путём с уважением к мудрости традиции.

Часто ученикам мало копировать самим, им требуется словесное объяснение метода. Отсюда, к сожалению, у нас такой большой объем болтовни и малый объём собственно работы.

Далее - заимствование со страницы Валерия Дёмина (Валерий Дёмин):

«守破離 (Су-Ха-Ри).

Су-Ха-Ри — японская концепция обучения различным техникам (обычно — боевым искусствам). Включает в себя 3 стадии обучения:

守 (Су) — предполагает точное следование правилам и указаниям учителя. Задача обучающегося — сосредоточиться на действии, отточить его исполнение. Он, путем многократного повторения, осваивает все правила и приемы. Когда это происходит — уровень 守 (Су) достигнут. Обучение переходит в следующую стадию.

破 (Ха) — на этой стадии обучающийся перестает слепо следовать всем правилам. Он обдумывает свои действия, изменяет правила, пробует их нарушать, строит новую систему своих собственных правил. Также он осваивает новые приемы у других учителей.

離 (Ри) — на этой стадии задача — освободиться от правил, перейти в новое измерение, где правил нет, а есть естественный ход вещей. Когда тело, наконец, освободилось от всех правил — уровень 離 (Ри) достигнут и начинается фаза 守 (Су) в новом измерении.

針ヶ谷夕雲 (Харагая Сэкиун ), знаменитый мастер меча XVII в., выделил три стадии своеобразного прогресса в занятиях боевыми искусствами, а также отношений между учеником и учителем. Они описываются термином 守破離 (Су-Ха-Ри).

  1. 守 (Су) - освоение формы (ката):

型 (ката), или форма, является сердцевиной обучения в школах традиционных японских знаний. Это – наиболее наглядное представление знаний школы, воплощенных на первый взгляд в простых концепциях или последовательностях движений. Поскольку освоить ката достаточно просто, часто ошибочно полагают, что ката – наиболее важный аспект в определении способностей ученика или степени его продвижения. В самом деле, если обучать ката правильно, то в них в форме ура, то есть в скрытой форме, действительно содержится подобная информация, но эта информация лежит глубже поверхности (омотэ) обычного наблюдения. Если ученик не посвятит себя всецело овладению мастерством уровня омотэ в ката, он обречен навсегда остаться начинающим, не способным к продвижению к истинным глубинам знаний, которые скрыты от него в форме ура. Для того, чтобы получить настоящий опыт су и овладеть ката, ученик должен подчинить себя и свое эго необходимости овладеть на первый взгляд случайным набором упражнений, которые повторяются снова и снова. Очень часто этот начальный уровень имеет целью бросить вызов способности ученика к концентрации и его желанию учиться. Кроме этого, в некоторых жестких традициях целью ката является и создание физического дискомфорта. Преодоление физического дискомфорта в таких типах ката и является первым уровнем тренировки ментально концентрироваться исключительно на одной задаче. В процессе того, как ученик продвигается в изучении различных ката, он начинает сталкиваться с различными проявлениями стрессовых ситуаций или ситуаций, в которых пытаются отвлечь его внимание. По мере усиления этих осложняющих моментов ученик учится реагировать на информацию и стрессы все более эффективным образом. Через какое-то время нервно-мускульные реакции начинают происходить на интуитивном уровне, и на сознательном уровне учеником больше не контролируются. Когда этот уровень ката освоен и выполняется достаточно удовлетворительно, ученик считается достигнувшим первого уровня подготовки. Последующими тренировками ему предстоит освоить более сложные ката, которые станут для него еще более разнообразными испытаниями, но теперь начнет работать уже ментальная методология обучения - и первая цель тренировки ката считается достигнутой.

На продвинутом уровне изучение ката включает новый элемент. Этот элемент – применение, или бункай. Ученику показывают более глубокие причины необходимости овладения ката и структуру ката. Также изучается и оценивается сценарий, в котором выполняется ката. Однако это изучение и оценка ограничена чистым выполнением ката без каких-либо вариаций. Только благодаря такому жесткому режиму обучения ката ученику может быть продемонстрирована его применимость на том уровне, который ученик способен постичь. В процессе обучения учитель помогает ученику начать понимать сущность ура – те аспекты, которые скрыты под поверхностью чисто физической формы. Для некоторых учеников это становится откровением, другим начиная с какого-то момента это было уже очевидным. В любом случае учитель должен точно представить базовые концепции на более абстрактном уровне, чем прежде. Это позволяет наметить путь к следующей концепции су-ха-ри.

  1. 破 (Ха) - отход от формы (ката):

В традиционной японской концепции су-ха-ри, ха – это первый намек на разрешение ученику творчества. Это происходит тогда, когда впервые он выполняет хенка ваза, или вариации. Это называется «отклонением от существующей формы в пределах формы» или «ортодоксальными вариациями, которые придерживаются жесткой формы главного ката». Именно сейчас ученика нацеливают на то, чтобы он отслеживал любую реакцию на неудачное выполнение ката в его чистой форме. В этой ситуации от учителя требуются особенно внимательные наставления, поскольку чрезмерное отклонение от базовой формы приведет к небрежности в выполнении техники или даже к ее полному искажению, а слепое следование жестким рамкам может погубить талант интуитивного понимания того, что лежит под поверхностью. Сейчас целью является стимулирование этого таланта, однако этот опыт творчества должен тщательно регулироваться границами главного ката. Ката должно оставаться узнаваемым как ката. Если ката слишком отклоняется от стандарта, оно перестает быть связанным с исходным и становится другим выражением техники. На этом уровне обучения существенно необходимо избегать такого рода отклонений.

Когда ученик обнаруживает границы в пределах главного ката, он начинает видеть, что возможности обучения у него практически бесконечны. Его умения возрастают теперь скачкообразно, чего в прошлом он не испытывал. На этой стадии лучшие ученики впервые демонстрируют свой потенциал. Концепции и формы рю объединяются таким образом, который стимулирует у ученика работу разума. Сейчас он более полно оценивает ката и понимает мудрость техники, которая в них заключена. Поэтому многие учителя считают, что этот период в прогрессе учеников наиболее плодотворен, а результаты труда учителя проявляются в полной мере.

  1. 離 (Ри) - отказ от формы (ката):

Трудно объяснить, что такое 離 (Ри), поскольку его не столько изучают, сколько к нему приходят. Это такое исполнение, которое просто приходит после того, как уровни 守 (Су) и 破 (Ха) стали неотрывной частью того, кто их прорабатывал. Это освоение ката в такой степени, когда внешняя оболочка ката перестает существовать. Остается только лежащая под ней истина. Это – форма, в которой форма не осознается. Это интуитивное выполнение техники, такое же эффективное, как и предшествующая ему форма, но абсолютно спонтанное. Техника, у которой отпущены повода ограничений, являющихся следствием процесса сознательного осмысления, действительно становится 技 (вадза) медитации в движении. Для того, кто достиг ри, наблюдение становится его собственным выражением реальности. Разум становится способным действовать на значительно более высоком уровне, чем было возможно ранее. Случайному наблюдателю кажется, что тот, кто выполняет технику, является почти ясновидящим, способным предвосхитить события и упредить атаку еще до того, как они произошли. В действительности наблюдателя сбивает с толку инерция его собственного мышления. Когда достигнут уровень ри, время между наблюдением и соответствующей реакцией сокращается настолько, что практически не воспринимается. Это – «ки». Это – «мусин». Это – «ю». Это – все это вместе. Это - проявление высшего уровня воинского мастерства.

Уровень технического исполнения, свойственный ри, лежит выше возможностей многих, изучающих искусство. Большинство людей просто не способны достичь его, этот продвинутый уровень выражения возможностей школы. Однако часто те, кто никогда не достигает этого уровня технического мастерства, становятся превосходными учителями, способными довести ученика до границы мастерства, даже если сами они не могут сделать скачок к интуитивному исполнению – ри. Некоторые наблюдатели не хотят признавать такое ограничение, не дающее всем желающим пропуска в элиту. Подобное мышление кажется мне странным. Таким наблюдателям мне хотелось бы напомнить, что вовсе не все человеческие существа имеют врожденные способности к достижению мастерства в избранной области. Как человеческие существа, мы все наделены определенными талантами и недостатками. Именно эти индивидуальные способности и недостатки делают нас, людей, отличными друг от друга и уникальными созданиями.

  1. 空 (Ку) - пустота:

В результате 守破離 (Су-Ха-Ри) ученик должен превзойти своего учителя, как в знании, так и в умении. В этом заложен источник совершенствования всего искусства в целом.

Считается, что существует и четвертая стадия, о которой 針ヶ谷夕雲 (Харагая Сэкиун ) никогда не говорил вслух и никогда не писал. Она называется 空 (Ку), то есть «пустота», и передается устно, от учителя к ученику, из поколения в поколение. На этой стадии все исчезает, не оставляя после себя даже следа. Эта тайная передача окончательного знания означает, что ученик достиг высочайшего уровня и никто не в состоянии уловить его движений и постичь технику. Открывая свиток, врученный ему наставником, ученик обнаруживает пустой лист.

Знаменитый мастер чайной церемонии 千利休 (Сэн Рикю) обучил этому ремеслу двух своих сыновей. Один из них, желая поразить отца своими достижениями, разбил великолепный чайный сад в строгом соответствии с классическими канонами. Приглашенный на торжественный просмотр 千利休 (Сэн Рикю) бросил на сад один беглый взгляд и недовольно нахмурился. Потрясенный сын попытался заметить хоть малейший изъян в своей работе, однако чайный сад был совершенен. И тут он понял. Подбежав к соседней сакуре, он потряс ветви и засыпал землю вокруг ее цветами. 千利休 (Сэн Рикю) улыбнулся и признал в сыне мастера.

Только не подумайте, что мораль этой истории в том, что сын «порвал с традицией», когда рассыпал на траве лепестки сакуры. На самом деле сын осознал, что главной целью чайной церемонии, которой обучал его отец, было создание красоты. Иными словами, мастер не столько заинтересован в том, чтобы его ученик освоил технику, сколько в том, чтобы он понял суть искусства как такового.

Освоить и изменить технику немудрено. Гораздо ценнее — изменяться самому».

Закончу очень точной и краткой формулировкой данной Сергеем Кочетковым (Сергей Кочетков):

«СЮ+ХА+РИ =

  1. «Становление»+
  2. «Целенаправленное действие»+
  3. «Самодостаточность (как сложившаяся форма существования)».